Тест «Склонение имён существительных».
1. Отметь верное утверждение знаком «+».
- Склонением называется изменение имён существительных по числам.
- Склонением называется изменение имён существительных по падежам.
2. Отметь знаком «-» строчки, в которых вопросы падежа указаны неправильно.
- Р. п. Кого? Что?
- Д. п. Кому? Чему?
- В. п. Кого? Что?
- Т. п. О ком? О чём?
3. Зачеркни лишний предлог.
Предлоги, которые употребляются с предложным падежом: о, на, по, при.
4. Обозначь цифрами порядок действий для определения падежа имени существительного в предложении.
- Поставь вопрос к существительному.
- По вопросу и предлогу определи падеж.
- Найди слово, от которого имя существительное зависит в предложении.
5. Отметь знаком «х» слово, от которого в предложении зависит выделенное имя существительное.
По нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась…
6. Укажи падеж имён существительных.
Выступать на сцене______________________________
Идти по берегу_________________________________
Перепрыгнуть через ручей________________________
7. Отметь знаком «+» предложение, в котором правильно определён падеж всех имён существительных.
- А козлёночек (И. п.) от радости (Р. п.) перекинулся через голову (Т. п.) и обернулся мальчиком (В. п.) Иванушкой (Т. п.)
- А козлёночек (И. п.) от радости (Р. п.) перекинулся через голову (В. п.) и обернулся мальчиком (Т. п.) Иванушкой (Т. п.).
8. Отметь знаком «+» несклоняемые имена существительные.
- облако
- кино
- шоссе
- полотенце
9. Соедини линией части предложения, выбрав правильный вариант.
Ивану Андреевичу Крылову.
В Летнем саду стоит памятник
Ивана Андреевича Крылова.
10. Отметь знаком «+» предложение, в котором выделенное имя существительное употреблено в винительном падеже.
- На Дворцовой площади в Санкт-Петербурге находится величественный Зимний дворец.
- В 1837 году страшный пожар почти уничтожил Зимний дворец.
Тест «Три типа склонения имен существительных»
1.Выбери правильный ответ: Склонение – это…
- изменение имён существительных по числам;
- изменение имён существительных по падежам;
- изменение имён существительных по родам.
2.С какими окончаниями имена существительные женского и мужского рода относятся к первому склонению?
|
|
- с мягким знаком (ь) на конце
|
3.Если у имени существительного мужского рода нулевое окончание, то к какому склонению оно относится?
4.Имена существительные какого рода относятся к третьему склонению?
5. Подчеркни имена существительные первого склонения.
снегирь
|
яблоня
|
площадь
|
тетрадка
|
новость
|
яблоко
|
площадка
|
тетрадь
|
6. Выбери группу имён существительных 2-го склонения:
- Андрей, Константин, Сергей;
- Андрюша, Серёжа, Костя;
- мышь, ткань, молодёжь.
7. Посчитай, сколько среди перечисленных слов имен существительных третьего склонения: республика, жизнь, велосипед, якорь, поверхность, китель, шинель, ягода, любовь, нежность.
8. Укажи столбик, цифры, которого соответствуют склонению данных существительных
|
а)
|
б)
|
в)
|
с ящерицей
мелочью
багажом
в гнезде
|
1
3
2
2
|
2
2
3
3
|
3
1
1
1
|
1.Напиши имена существительные в три столбика – по склонениям.
Папа, отец, дочь, тетрадь, тетрадка, альбом, храбрость, храбрец, отвага, снег, снежинка, ночь, машинист, машина, рожь.
Проверочная работа «Правописание безударных окончаний имён существительных в единственном числе».
1.Определи порядок проверки слов с орфограммой «Безударные падежные окончания имён существительных».
- определить склонение
- вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже
- определить падеж
2.Допиши безударные падежные окончания имён существительных в таблицу.
Падежи
|
Окончания
|
1 скл.
|
2 скл.
|
3 скл.
|
Р.п.
|
…
|
|
…
|
Д.п.
|
…
|
|
-и
|
П.п.
|
-е
|
…
|
…
|
3.Отметь знаком «+» словосочетания, в которых есть орфограмма «Безударные падежные окончания имён существительных».
- узоры на окне
- саженцы яблони
- фотография в газете
4.Отметь знаком «+» примеры, в которых дано верное объяснение написания падежных окончаний имён существительных.
- разложить на блюде (2-е скл., в Д. п.);
- выступать на сцене (1-е скл., в П. п.);
- подойти к пристани (3-е скл., в Д. п.).
5.Отметь знаком «+» примеры, в которых дано верное объяснение написания падежных окончаний имён существительных.
- прочитал в повести (3-е скл., в степи);
- увидеть на картине (1-е скл., на земле);
- петь в ансамбле (1-е скл., в земле).
6.Сколько в выделенных словах слов с орфограммой «Безударные падежные окончания имён существительных»? Отметь знаком « + » правильный ответ.
Норка вылезла из норки
И пошла к знакомой норке.
В норку норкину вошла,
Норку в норке не нашла.
7.В скобках обозначь склонение и падеж имен существительных. Допиши окончания.
в юност… (__ скл., ___п.)
|
от ветк… (__ скл., ___п.)
|
по кроват … (__ скл.,___п.)
|
в тумбочк… (__ скл., ___п.)
|
к ветк . (__ скл., ___п.)
|
по копейк…(__ скл., ___п.)
|
без вышивк… (__ скл., ___п.)
|
в постел… (__ скл., ___п.)
|
в детств… (__ скл., ___п.)
|
8.Составь словосочетания по образцу: ласточкино гнездо — гнездо ласточки.
сиреневый куст — куст ____________________
|
шерстяная пряжа — пряжа из _______________
|
|