Среда, 08.05.2024, 23:34
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя начальных классов Богдановой Л.Н

Наш опрос
Как Вы думаете повлияет ли этот кризис на Вашу жизнь?
Всего ответов: 14

Методическая копилка

Главная » Файлы » Методическая копилка

Технологическая карта урока
02.08.2016, 10:37

 

Тема:  «В чем заключается счастье Варюши?» по  произведению  К.Д.Паустовского «Стальное колечко»  (2-й урок)

Тип урока по ФГОС: урок открытия нового знания.

Цель урока: формировать представление о человеческом счастье на основе анализа произведения К.Д.Паустовского «Стальное колечко» 

Задачи:

 1.Образовательные

 -создать условия для формирования активной читательской    позиции, которая помогает увидеть внутренний мир героя;

 -формировать собственное суждение и высказывания по теме;

-раскрыть нравственный смысл произведения;

-обогащать словарный запас.

2.Развивающие

 -развивать умения самостоятельно работать с книгой, со словарными статьями, научно-популярными статьями, свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений;

 -развивать устную речь учащихся, умения слушать ;

 -развивать образное и логическое мышление, умение анализировать, обобщать, сопоставлять;

-способствовать развитию творческих способностей детей.

3.Воспитательные

 показать  через образ Вари положительную героиню, любящую свою родину и людей, способную прийти на помощь и помочь, воспитывать  любовь к Родине, желание и умение совершать добрые поступки; общаться через работу в паре, группе.

Планируемые результаты:

Личностные универсальные учебные действия

– интерес к миру чувств и мыслей Варюши;

– основы эмоционального сопереживания прочитанному художественному произведению;

– эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам  Варюши; 

– начальные понятия (основы) об ответственности человека о близких, о внимании, заботе, чувстве любви.

Регулятивные универсальные учебные действия-

-принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;

– оценивать результаты работы себя и своих одноклассников;
– видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого.

Познавательные универсальные учебные действия

– отличать художественный текст от научного и научно-популярного;

– находить в тексте ответ на заданный вопрос;

– искать информацию, представлять найденную информацию.

Коммуникативные универсальные учебные действия

– проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;

– участвовать в учебном диалоге;

– принимать участие в коллективном выполнении заданий.

Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная ,парная, групповая

Оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация, видеоотрывки из художественного фильма «Стальное колечко»; учебник; словари, сборники пословиц и поговорок, дидактический материал.

Структура и содержание урока.

№п/п

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

УУД

1.

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

 - Три вещи никогда не возвращаются назад: время, слово и возможность.  Следите за временем, выбирайте слова и не упускайте возможности.

- Вы пришли сегодня с определенными мыслями, желаниями. Что вы ожидаете от сегодняшнего урока?

-Я надеюсь, что ваши ожидания оправдаются, а вы в свою очередь также постараетесь, чтобы они осуществились.  Только вместе и сообща мы достигнем большого  результата.

Приветствует

учащихся, проверяет готовность к уроку.

 

Предлагает сделать прогноз на предстоящий урок.

Проверяют свои рабочие места, наличие  учебных принадлежностей к уроку. Приветствуют друг друга и  гостей урока.

Высказывают свои ожидания по поводу предстоящего урока.

Л:Проявлять устойчивый интерес к общению

Р:Прогнозирова

ние- предвосхищение результата и уровня его освоения.

2.

Актуализация знаний учащихся и пробное учебное действие.

-Ребята, как вы думаете, что для человека дороже всего на свете?

- Посмотрите отрывок из мультфильма «Что такое счастье». Такое обычное и привычное для нас слово «счастье». А что оно обозначает? Откуда оно пришло? Давайте проведем микроисследование на эту тему.

-Первая группа найдет толкование слова в словаре, вторая- на интерактивной доске распределит слова в две группы в зависимости от значения, третья- найдет информацию о происхождении слова в этимологическом словаре, четвертая- подберет фразеологизмы и фразеологические обороты с этим словом, пятая- найдет пословицы и поговорки по теме, шестая- опросит присутствующих «Что для вас является счастьем?»

-Подведем итог вашей работе. Толковый словарь говорит, что счастье – это…., слово «счастье» произошло от…., у этого слова есть синонимы…., антонимы…., с этим словом есть такие фразеологизмы и крылатые выражения…., народ отобразил понятие счастья в пословицах и поговорках…., а присутствующие гости на уроке думают, что счастье – это….

- Когда господь бог создал человека из глины, у него остался маленький кусочек,  и он спросил у человека: что ему еще слепить? Человек попросил счастье. Тогда господь просто вложил этот кусок в руки человека. Что он этим хотел сказать? (у каждого свое собственное счастье)

- Действительно, у каждого человека свое понимание счастья и ваше исследование это подтвердило.

Задает вопросы.

Организует просмотр отрывка из мультфильма.

 

Организует работу в группах по поиску и сбору информации о понятии «Счастье».

Помогает группам в работе в зависимости от необходимости.

 

 

 

 

 

Начинает фразу и предлагает детям окончить ее, используя собранный материал.  

 

 

 

 

 

Рассказывает детям притчу и предлагает объяснить ее смысл.

Отвечают на вопросы.

 

 

 

Работают в микрогруппах со справочной литературой, проводят опрос присутствующих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объясняют смысл притчи.

П:Понимать и воспринимать информацию.

П: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

К: Учет разных мнений.

П: Извлечение необходимой информации из текстов.

Р: выполнение пробного учебного действия.

 

К: Выражение собственных мыслей с достаточной полнотой и точностью.

 

П:Понимать и воспринимать информацию.

 

 

 

 

 

3

Формулирование темы и постановка цели урока.

- Каким будет предмет нашего учебного разговора? (речь пойдет о счастье)

-О чьем счастье пойдет речь на уроке? Свяжите предмет разговора с материалом прошлого урока. (о счастье Варюши из произведения Паустовского «Стальное колечко»)

-Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(«В чем заключается счастье Варюши?»)

- Эпиграфом к нашему уроку будут слова древнегреческого ученого Платона «Стараясь о счастье других,  мы находим своё собственноё счастье»

-Как вы понимаете это высказывание? Что значит «стараться о счастье других»?

Предлагает сформулировать тему урока и объяснить смысл эпиграфа.

Формулируют тему урока, опираясь на собранный материал и связывая его  с темой предыдущего урока.

К: Выражение собственных мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Р: Целеполагание

П:Самостоятель

ное формулирование познавательной цели, формулирование проблемы.

4

Выявление места и причины затруднений.

-Можем ли мы сразу ответить на проблемный вопрос?  (нет)

-Что нужно сделать, чтобы найти точный, полный ответ на него? (проанализировать произведение)

Предлагает выявить место и причину затруднения.

Осознают недостаточность знаний и невозможность немедленного решения проблемы.

Р: Фиксирование индивидуального затруднения.

Р: Волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

К: Учет разных мнений.

5

 Построение проекта выхода из затруднения и постановка учебных задач.

- Давайте составим блок-схему, которая поможет нам последовательно найти путь к решению нашей проблемы и поможет сформулировать учебные задачи, которые мы должны будем решить.

- На партах лежат опорные слова, составьте при помощи них блок-схему и, опираясь на эти слова, поставьте учебные задачи.

(«Название»- мы должны будем объяснить смысл названия; «Герои»- мы должны будем дать характеристику героям и объяснить их поступки;  «Сюжет»-  вспомним все события произведения; «Жанр»- мы должны будем определить жанр этого произведения; «Тема. Идея»- определить о чем рассказывается в произведении и его  главную мысль)

-Возьмите листы самооценки. Найдите строку  «Умею ставить учебные задачи и формулировать учебную цель», оцените свои умения. У кого сегодня это получилось сделать хорошо?

Предлагает составить на доске блок-схему по опорным словам и на ее основе сформулировать учебные задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует проведение этапа самооценки и промежуточной рефлексии.

Составляют блок-схему анализа произведения и по опорным словам формулируют учебные задачи.

 

 

 

Принимают учебные задачи.

 

 

 

 

 

Оценивают свои умения по постановке учебных задач.

 

Р: Планирование.

П:Моделирование алгоритма поиска решения.

П: Построение логической цепи рассуждения.

К: Инициативное сотрудничество в поиске информации.

 

 

 

 

 

Л:самооценивание Р:рефлексия.

6

Реализация построенного проекта.

-Дома вы были внимательными читателями. Как это можно проверить?

- Задайте тонкие вопросы одноклассникам.

- На доске иллюстрации к произведению.  Придумайте задания. (расставить в правильном порядке, озаглавить, пересказать по эпизодам и т.д)

- Расставьте в правильном порядке. Как можно назвать каждую часть? Что у нас получилось? (картинный план, который помогает нам вспомнить сюжет)

- Возьмите листы самооценки. Найдите строку «Я знаю содержание произведения». Оцените свои умения.

-Почему произведение называется «Стальное колечко»? (потому что Варюше солдат подарил это колечко)

- Почему именно колечко? Что мы знаем о кольцах? Поможет найти ответ информация из научных статей, которые лежат у вас на партах.

- Что узнали о происхождении слова?

-Из чего было сделано колечко? Что такое сталь?

Значит, каким было кольцо?

- Что символизирует кольцо?

- Какую роль кольцо играет в сказках?

- Когда, согласно преданию, появилась традиция носить кольцо?

- Значит, колечко появляется неслучайно в произведении. Оно должно выполнить свое волшебное предназначение. И неслучайно оно именно стальное, так как символизирует силу духа солдата, подарившего его,  и придает сил и мужества девочке, получившей его.

- Найдите этот эпизод  в учебнике.

-Где происходит действие? (на станции)

-Как Варюша там оказалась? (захотела посмотреть на поезда)

-Какое задание можно предложить к этому эпизоду? (чтение по ролям) Сколько человек нам нужно? Почему?

- Как солдат называет девочку? Почему? Как называется этот прием? (это скрытое сравнение- метафора)

-Как называет второй солдат своего товарища, подарившего девочке колечко? (колдун)

-Кто такой колдун? Замените синонимами.

-Он на самом деле колдун? Почему же его так называет товарищ?

- Что сказочного в этом отрывке и что реального?

- Можно ли на данном этапе определить жанр произведения: сказка это или рассказ? (пока нет)

- Как думаете, где кульминация этого произведения? (как Варюша потеряла кольцо)

- Почему Варюша потеряла колечко? Найдите и зачитайте.

-А почему она решила одеть его на мизинчик, ведь боец ничего о нем не говорил?

- Автор говорит о том, что Варюша сильно расстроилась, подтвердите это словами из текста.

-  Почему она так сильно расстроилась? Ей было жаль подарка? (нет, она расстроилась, потому что дедушка не выздоровеет)

-И действительно, дедушке с каждым днем становилось хуже и хуже. Найдите это место в тексте и зачитайте. ( до слов:  метели кружились…. Заносили избы)

-Кажется, что сама природа не хочет и не желает его выздоровления.

- Возьмите листы самооценки. Найдите строку  «Умею работать с текстом». Оцените свои умения.

 

Предлагает придумать способ проверить качество домашнего чтения. Предлагает составить «тонкие» вопросы к тексту, требующие однозначного ответа.

Организует работу по составлению картинного плана.

Организует промежуточный этап самооценивания и рефлексии.

Организует работу в парах с научно-популярными статьями, справочной литературой.

Задает вопросы по прочитанному.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагает придумать задание к эпизоду.

Организует чтение по ролям.

Задает вопросы по прочитанному.

Задает вопросы, требующие глубокого размышления.

 

 

Предлагает придумать синонимы к слову.

 

 

 

 

Подводит к пониманию невозможности пока ответить на один из них.

 

 

Организует выборочное чтение.

 

 

 

 

 

Задает проблемный вопрос.

 

 

 

 

 

Организует промежуточный этап самооценивания и рефлексии.

Выдвигают предположения о способах проверки качества домашнего чтения.

Задают друг другу вопросы, требующие однозначного ответа.

На интерактивной доске составляют картинный план, озаглавливают каждую часть.

Оценивают свое знание фактического материала текста.

 

В парах работают с научно-популярной статьей и справочной литературой. Осуществляют поиск информации по заданному параметру.

Отвечают на вопросы учителя по материалам статей.

 

 

 

 

Формулируют задание к тексту.

Читают эпизод по ролям.

Отвечают на вопросы по прочитанному тексту.

Отвечают на вопросы, требующие предварительного анализа материала.

Подбирают синонимы к слову «колдун».

 

 

Осознают невозможность однозначного ответа.

 

 

Отвечая на вопрос, зачитывают текст.

 

 

 

 

 

Отвечают на проблемный вопрос.

Аргументируют свои выводы.

 

 

 

Оценивают умения по работе с текстом.

 

Р: Контроль, осознание качества усвоения.

 

 

 

П: Использование знаково-символических средств.

П: Построение логической цепи рассуждения.

Л:самооценивание Р:рефлексия.

 

К: Инициативное сотрудничество в поиске информации

К: Выражение собственных мыслей с достаточной полнотой и точностью.

 

 

 

 

 

 

К:координирова

ние в сотрудничестве, управление поведением партнера и своим собственным.

П: анализ и подведение под понятие.

К: Выражение собственных мыслей с достаточной полнотой и точностью.

 

П: Сравнение и аналогия

 

П: Понимать и воспринимать информацию.

П: поиск информации в тексте.

К: Выражение собственных мыслей с достаточной полнотой и точностью.

 

 

 

Л:самооценивание Р: рефлексия.

7

Самостоятельная работа и включение в систему знаний.

- Сейчас вы выполните большое задание, которое мы разделим на всех.

- Но случилось, наверно, чудо. А быть может, не чудо, а что-то другое…

- 1 группа расскажет, используя опорные слова, как Варюша нашла кольцо.

- Давайте напомним, какие желания могло исполнять колечко, зачитайте вслух. (2 группа)

- А какое желание, по-вашему, могло исполнить колечко, если надеть его на мизинец?

- В произведении есть еще один герой: «Всю зиму Сидор жил в избе у Кузьмы как хозяин»- о ком эти слова?

- Найдите и зачитайте строки, в которых автор рассказывает о характере Сидора.

- Как вы считаете, Сидор- это волшебный сказочный помощник или нет?

- Посмотрите отрывок из фильма. Какой эпизод мы увидели? (выздоровление дедушки)

-Как вы думаете, что вылечило дедушку: волшебная сила кольца или что-то другое?

- Послушайте отрывок из произведения.

-  Исполнилось ли Варюшино второе желание?

- Какое третье желание должно было исполнить колечко?  Почему Варюша его не выбрала? Подтвердите словами из текста.

- Какой синквейн удалось составить о Варюше 6-й группе? Что в нем удачно?

- Возьмите листы самооценки. Найдите строку  «Умею работать в группе». Оцените свои умения.

-Какое волшебство произошло в сказке? Перечислите. (Выздоровел дедушка, Варя почувствовала радость от приближения весны, Поняла, что лучше родной земли нет)

 -Благодаря колечку?

-А колечко какую роль сыграло? (Варюша  верила в волшебство и очень  старалась, чтоб исполнились желания. Колечко помогло увидеть чудесное в обычном: в красоте природы, в красоте родного края)

- А  чего девочка хотела больше всего?

(Она старалась сделать здоровым и счастливым дедушку ,очень заботилась, беспокоилась  о нем)

- А теперь  предлагаю обратиться к нашему эпиграфу: «СТАРАЯСЬ О СЧАСТЬЕ ДРУГИХ, МЫ НАХОДИМ СОБСТВЕННОЕ СЧАСТЬЕ»

-Можем ли мы сказать, что Варя нашла свое счастье? В чем? ( Варюша нашла своё счастье на Родине. Ей нравится жить в родной деревне, рядом с дедом Кузьмой, заботиться о нём. Она способна тонко чувствовать и любить природу, родную землю)

- Так к какому же жанру все-таки можно отнести это произведение?

- Паустовский оставляет нам возможность прочитать это произведение так, как хочется читателю: либо как сказку, либо как рассказ. Но сам Паустовский определил это произведение как сказка, значит,  он хочет, чтобы мы читали “Стальное колечко” как сказку. Он как бы напоминает нам: в жизни рядом с нами всегда есть чудесное, нужно только его заметить.

Организует работу по анализу 2 и 3 части текста в группе.

Задает вопросы, организует просмотр отрывка из художественного фильма о выздоровлении дедушки.

Организует учебную дискуссию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует промежуточный этап самооценивания и рефлексии.

 

Задает вопросы.

 

Возвращает  детей к основополагающему вопросу урока.

 

Обращает внимание на эпиграф и указывает на ситуацию соответствия выводов учеников и смысла эпиграфа.

 

 

 

 

 

 

Подводит учащихся к пониманию  того, что вопрос о природе жанра остается открытым.

Работают в группе.

1 группа по опорным словам готовит краткий пересказ эпизода «Поиски кольца»

2 группа выписывает информацию о том, какие желания может исполнить колечко.

3 группа находит информацию о характере Сидора, готовит выразительное чтение отрывка.

4 группа просматривает отрывок из фильма и готовит ответ на вопрос: что вылечило дедушку?

5 группа находит информацию о третьем желании и готовит выразительное чтение.

6 группа составляет синквейн на тему «Варюша».

Оценивают умения работать в составе группы.

 

 

Отвечают на вопросы. Аргументируют свои выводы.

Возвращаются к основополагающему вопросу урока.

Попадают в ситуацию соответствия собственного вывода и смысла эпиграфа урока.

 

 

 

Принимают версию природы художественного жанра произведения в зависимости от своих взглядов и убеждений.

К:Сотрудничать в совместном решении проблемы, договариваться друг с другом.

К:Участвовать в диалоге, отстаивать свою точку зрения.

П: поиск информации в тексте.

К:учет разных мнений., координирование в сотрудничестве разных позиций.

К: осознание ответственности за общее дело.

П: установление причинно-следственных связей.

П: анализ, сравнение, обобщение, аналогия.

П: подведение по понятие.

Л:самооценивание Р:рефлексия

П: установление причинно-следственных связей.

К:Участвовать в диалоге, отстаивать свою точку зрения.

 

 

К: Выражение собственных мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П: подведение по понятие.

П: доказательство

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

 

 

Л: Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

8

Общая рефлексия  учебной деятельности.

- Используя ваши листы самооценки поделитесь, что получилось сегодня лучше всего? Кто считает, что сегодня заработал оценку и какую?

- Сбылись ли ваши ожидания от урока?

- Кто ожидал чего-то другого?

- Какой урок получили вы лично для себя?

- Кому бы вы хотели сегодня подарить листы признания? За что?

Организует этап рефлексии по листам самооценивания и рефлексивному экрану.

 

Организует работу с листами признания.

 

 

 

Оценивают свою работу и работу одноклассников. Аргументируют свои выводы.

Сверяют прогноз на урок с действительностью.

Л: самооценка на основе критерия успешности.

Л: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

К: Выражение собственных мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.В. Ю. Свиридова. Методические рекомендации к курсу "Литературное чтение" 1-4 классы . Самара: Издательство "Учебная литература": Издательский дом "Федоров", 2013.

2.В. Ю. Свиридова. Литературное чтение. 3 класс.(1,2 части).Учебник. Издательство "Учебная литература": Издательский дом "Федоров", 2013

3.Соболева О.В. Беседы о чтении, или Как научить детей понимать текст. – М.: Изд-во «Баласс», 2010.

4. Турчанинова Т.В. Работа над пониманием текста в начальной школе // Начальная школа плюс. До и после. – 2008 – № 8.

5. Асмолов, А.Г. Универсальные учебные действия / А.Г. Асмолов. – М. Просвещение, 2009.:          

           6. Бунеева, Е.В. Буду настоящим читателем. 3–4 кл. / Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова :

            пособие из серии «Как мы учимся» (образовательные технологии). – М. : Баласс,

Категория: Методическая копилка | Добавил: Lyudmila
Просмотров: 353 | Загрузок: | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024